POMOGYT.BY
Интернет -портал Президента Республики Беларусь
Национальный правовой Интернет -портал Республики Беларусь
Министерство образования Республики Беларусь
Отдел образования, спорта и туризма Мозырского райисполкома
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
:: ::

СТРАНИЧКА ПЕДАГОГА- ПСИХОЛОГА

СТРАНИЧКА ПЕДАГОГА- ПСИХОЛОГА

Педагог-психолог – Рапецкая Алёна Николаевна

СТРАНИЧКА ПЕДАГОГА- ПСИХОЛОГА

Консультация для педагогов и законных представителей

«Леворукий ребёнок»

В мире насчитывается 10-17 % леворуких людей. Это значит, что примерно каждый седьмой малыш рождается правополушарным.

Большинство людей на нашей планете является правшами. Однако в результате особенностей развития головного мозга ведущей может стать не правая, а левая рука, что тоже считается вариантом нормы. Связано это с разной активностью полушарий головного мозга. Человек-левша ведущей имеет левую руку. Это указывает на доминантность правого полушария, которое называется эмоциональным. Оно отвечает за творческое мышление, мгновенное восприятие образа, интуицию, воображение. С детства такие люди растут более эмоциональными и художественно одаренными. Они лучше сверстников рисуют и лепят из пластилина, имеют музыкальные способности. Вместе с этим для них характерна задержка речи и затруднение в произношении различных звуков. Характеристика левши предполагает выделение таких качеств, как непосредственность, доверчивость, чувственность. У этих детей смена настроений происходит моментально, в результате чего возникают плаксивость, капризы, проявления ярости и гнева, настойчивость. Доминантность одного из полушарий головного мозга, а значит и формирование ведущей стороны тела у ребёнка происходит обычно к пятилетнему возрасту. До этого момента дети могут брать в руки ложку, карандаш или ножницы и правой, и левой рукой. В это время важно не настаивать на выборе той или иной руки. Тогда доминантность установится естественным путём.

Причины леворукости:

Можно выделить три основные причины леворукости у детей:

  1. Генетическая предрасположенность. Наследственность является главной причиной леворукости. Можно с уверенностью сказать, что в семьях, где хотя бы один из двух родителей является левшой, леворукие дети рождаются чаще всего. При этом в остальном они развиваются наравне со сверстниками и отличаются от них одной лишь этой особенностью.
  2. Поражение левого полушария. Как было отмечено выше, за леворукость отвечает правое полушарие, и наоборот. Таким образом, в результате сбоев в работе отдельных участков мозга левого полушария ребенок компенсирует одну руку другой. Сначала он начинает использовать левую руку при выполнении бытовых манипуляций, а затем при письме и рисовании. Одновременно с этим у таких детей часто отмечается задержка речи и моторики, что связано с повреждением левого полушария.
  3. Вынужденная леворукость. В этом случае ребенок становится левшой из-за травмы или подражая другим детям. Кроме того, существует отдельная категория людей, которые могут одинаково хорошо пользоваться как правой, так и левой рукой. Если у такого человека-левши удается обнаружить «проблему» в раннем возрасте, то его легко можно будет сделать праворуким. В этом случае причиной леворукости является отсутствие межполушарного взаимодействия, что является одной из особенностей развития мозга.

Психологические особенности:

Леворукому ребёнку адаптироваться в мире, где все предусмотрено для правшей, совсем непросто. Первые проблемы подстерегают детей и их родителей уже в школе. Многие вещи им даются сложнее, чем их праворуким сверстникам. Это напрямую связано с психологическими особенностями левшей:

Фонематический слух. Способность различать различные звуки у леворуких детей формируется медленнее, чем у их праворуких сверстников. Обычно они начинают говорить позже, но при этом часто сложными и длинными предложениями.

Восприятие пространства. Левши достаточно плохо ориентируются в пространстве, у них плохо развита зрительная память, моторная координация. Часто такие дети долго не могут запомнить, какая рука у них левая, а какая правая.

Ориентирование во времени. Не стоит удивляться, что ребенок-левша никак не может определить время на часах со стрелками. Он может долго воспринимать их в зеркальном отражении.

Контроль над психической деятельностью. Леворуким детям удаётся без труда изобретать все новые способы овладения миром правшей. Выстраивать словесные ряды и изображения им намного сложнее традиционным для правшей способом. Именно поэтому нужных результатов они достигают обходным путем. Ребенок-левша легко попадает под влияние своих одномоментных чувств и настроений. У него преобладает такие черты темперамента, как гнев, робость, совестливость, повышенный уровень тревожности. Среди них много художников, музыкантов, актеров, спортсменов и деятелей искусств.

Обучение письму и чтению

В детском саду и начальной школе педагоги должны знать, как научить ребенка-левшу писать. На этапе освоения отличаться будет все: тип упражнений, посадка за партой, положение тетради, начертания каждой прописной буквы, удержание инструмента, направление света.

ВАЖНО! Не следует отдавать ребёнка в спецгруппу или водить на индивидуальные занятия. Самый важный навык – умение общаться и учиться с праворукими детьми на равных, а вовсе не красиво писать. Предпочтительна рассадка в классе (группе) на левую сторону. При выработке почерка у левшей допускается обратный или прямой наклон, прерывистое начертание знаков, искажение почерка. Важно, чтобы левша-первоклассник правильно держал ручку и научился не смазывать написанный текст ладонью. То же касается и рисования. Чтобы справиться с трудностями начертания (воспроизведения) похожих букв, желательно использовать наглядные материалы и запоминающиеся образы.

При чтении ребёнок сталкивается с другой сложностью – восприятием текста. Он стремится сразу построить цельный образ, охватить всю страницу, ему тяжело обучиться читать по слогам. В 1 – 2-м классе левшата обычно отстают в скорости чтения, пока не выработают навык чтения целым словом.

Развитие двигательных навыков. Лучше разбить двигательный навык на последовательность простых действий. Когда каждое из них будет освоено, останется лишь соединить их. Начните с освоения бытовых навыков, например ножниц.

Развитие творческих способностей. При всей креативности мышления левшам не хватает умения прорабатывать детали. Они склонны воспринимать цельный образ или выхватывать какую-то значимую часть из контекста. Типичная поделка из пластилина у такого ребёнка обладает очень простыми формами, но очень ярким характером.

При воспитании левши всегда следует помнить о его повышенной эмоциональности и ранимости. Леворукие дети даже больше, чем правши нуждаются в одобрении и похвале. Для него важна положительная оценка его действий со стороны. Поэтому родителям в процессе обучения, как дома, так и в дальнейшем в школе не следует скупиться на похвалу за успешно выполненную работу. Вследствие своей повышенной эмоциональности леворукие дети очень быстро переутомляются. Поэтому в процессе их обучения важно соблюдать следующие рекомендации:

  • соблюдение распорядка дня;
  • обязательный сон и отдых в дневное время;
  • небольшая по времени продолжительность занятий (не более 15-20 минут для ребенка возрастом 3-5 лет).

Придерживаясь представленных выше рекомендаций, можно избежать чрезмерной утомляемости ребёнка и истощения его нервной системы.

У левшей сложнее формируются привычные для людей навыки. Их трудно научить всё делать по общепринятому шаблону, например, чистить зубы по утрам, застилать постель, переодеваться после улицы в домашнюю одежду, складывать свои вещи на место и т.д.

Возможные проблемы:

Психологи считают, что дети с доминирующей левой рукой имеют некоторые сложности в школе. По крайней мере в процессе обучения левшам следует уделять больше внимания чтению, письму и счёту по сравнению с правшами. У таких ребят имеются определенные нарушения зрительного восприятия и памяти. В свою очередь, это приводит к появлению у леворуких детей в школе следующих проблем:

  • написание букв в зеркальном отражении; замедленный темп письма;
  • неустойчивый подчерк;
  • путаница в геометрических фигурах, похожих по форме;
  • путаница в буквах и цифрах с похожими геометрическими элементами в написании.

С феноменом зеркальных движений знакомо большинство родителей детей, у которых левая рука является доминирующей. У одних он выражается в виде зеркального письма (ребенок начинает писать слово с конца, то есть с той буквы, которой оно заканчивается). Другие же дети зеркально рисуют, читают и воспринимают любую другую информацию. Как правило, зеркальное восприятие встречается у детей возрастом до 10 лет. Если же оно сохраняется и дальше, ребёнку могут потребоваться специальные занятия. Они помогут скорректировать недостатки восприятия пространства, координации и внимания. Проблемы левши в школе часто связаны с медленным восприятием им информации. Такому ребёнку потребуется гораздо больше времени на написание того же отрывка текста, чем правше. Получается, что леворукий школьник прикладывает к чистописанию больше усилий, но результат у него зачастую получается хуже. У большинства левшей подчерк не выравнивается, а остается таким на всю жизнь.

Нужно ли переучивать левшу?

Еще 20 лет назад ребёнок с ведущей левой рукой в школе был редким гостем. Уже в первом классе его обязательно переучивали из левши в правшу. Сегодня же дела обстоят совсем иначе. Психологи рекомендуют при работе с ребенком-левшой отказаться от переучивания. В противном случае произойдет грубое и совсем ненужное вмешательство в особые механизмы деятельности мозга, что нарушит психологическое равновесие ребёнка.

Давление праворуких правил требует от ребёнка больших психических сил, которые он мог бы потратить более эффективно – на адаптацию к окружающему миру. Важно последовательно формировать у ребёнка уверенность в себе. Он не должен стесняться своей уникальности. Помогите ему осознать возможности и полностью приспособиться к жизни. Вскоре он увидит, что более успешен в том, что другим дается со скрипом. Организм генетического левши изначально устроен так, чтобы работать зеркально. Переучивание приведёт к появлению неврозов и навязчивых состояний у ребёнка, который и без того живёт по не совсем обычным правилам. Переучивание компенсаторного левши – вторжение в естественный процесс реабилитации и адаптации психики и физиологии маленького человечка, который родился генетически праворуким. Он вынужден прикладывать усилия, чтобы достичь комфорта после травмы. Восстановление функций левой части мозга в случае травмы требует не перекладывания карандаша в другую руку, а целого комплекса мероприятий.

Если генетически праворукий ребёнок стремится действовать левой рукой и успешен в этом, пусть действует.

У переученных левшей нередко наблюдаются следующие невротические симптомы: нарушение аппетита; бессонница; головные боли; страхи; энурез; боли в животе; заикание; повышенная возбудимость; раздражительность; неусидчивость; вялость; навязчивые движения. Это лишь часть возможных последствий того, что родители и педагоги попытаются подогнать ребёнка-левшу под общепринятые стандарты.

Следует отметить, что если по ряду причин происходит отказ от ведущей руки, то он должен сопровождаться задействованием второй стороны. В этом случае могут быть полезными игры с мячом, занятия плаванием, лепкой, вышиванием, вязанием, направленные на развитие координации движений пальцев. Такие занятия рекомендуется проводить ежедневно по 15-20 минут. В специальных магазинах сегодня можно приобрести все необходимое для развития и обучения таких детей, начиная от канцелярских принадлежностей и заканчивая гитарой для левшей. Это поможет ребенку занять достойное место в обществе правшей.

Как определить левша или правша ребёнок?

Выбор латеральности приходится чаще всего на возраст около 3 лет, реже – ближе к 6 годам. Как только малыш начинает активно использовать ручки для захвата и удержания, родители могут развивать у него необходимые навыки жизни в праворуком мире. Первое и самое доступное средство диагностики – наблюдение. Родителям нужно внимательнее присматриваться к своему ребёнку и отмечать, какой рукой он манипулирует предметами: перемещает подвижную игрушку; складывает пирамидку; указывает на что-то; собирает мелкие предметы (камешки, пуговицы); держит столовый прибор; чистит зубы; расчёсывается; рисует и пишет.

Простой тест на левшу

По результатам теста можно узнать об активности полушарий мозга ребёнка, которые отвечают за то, какая рука будет у него доминирующей – правая или левая. Выполнять задания рекомендуется после того, как ребёнку исполнится пять лет. До этого времени ведущей у ребёнка поочередно может то правая, то левая рука.

Задания теста выглядят следующим образом:

Сплести пальцы рук в замок. Если сверху окажется большой палец левой руки запишите на бумаге букву L, а если правой - P.

Представьте перед собой мишень и прицельтесь в нее. Если для этого вы закрываете левый глаз, оставляя открытым правый, запишите на бумаге букву P. В противном случае зафиксируйте на листе букву L.

Скрестить руки на груди. Если сверху окажется кисть левой руки запишите L, и наоборот.

Поаплодировать. При этом леворукие дети обычно бьют левой ладонью по правой, а праворукие выполняют аналогичные действия наоборот. В первом случае на листе следует записать L, а во втором букву P.

Записи на листе бумаге, сделанные во время выполнения теста, позволят оценить левша или правша ребенок: PPPP - ребенок на 100 % является праворуким; LLLL - 100 % левша.

Дальше процент доминирования правого или левого полушария зависит от того, каких букв по результатам теста окажется больше.

 Родителям на заметку

Психологи подтверждают, что изменить то, что заложено природой, невозможно. Это неправильно и противоестественно. Последствия для ребенка в этом случае могут быть плачевными. А это значит, что перед родителями стоит задача помочь своему ребёнку быстрее и легче адаптироваться к условиям окружающего мира. Поэтому им все равно приходится приспосабливаться к миру праворуких людей. Чтобы упростить этот процесс, родители могут сделать для детей-левшей следующее:

  • не стремитесь считать ребёнка особенным;
  • не сравнивайте его с другими детьми;
  • разъясняйте преимущества и недостатки владения правой или левой рукой
  • организуйте рабочее место так, чтобы источник света находился с правой стороны;
  • не акцентируйте внимание ребёнка на наклоне букв в правую сторону при письме;
  • выполняйте с детьми упражнения, направленные на развитие моторики и зрительного восприятия, личные способности и таланты;
  • обучайте навыкам в конкретных ситуациях;
  • положительно относиться к особенностям развития своего ребёнка;
  • вовремя поощряйте, не предъявляя слишком высоких требований.

  В ЧЁМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ УНИКАЛЬНОСТЬ ЛЕВШЕЙ?

Леворукие люди отличаются от праворуких – это факт, который, кстати, породил немало мнений об их гениальности и исключительности. В каждом левше действительно имеются определенные задатки. Задача родителей состоит в том, чтобы принять особенности левшей, вовремя выявить их способности и постараться развить их. Тогда ребёнок в будущем сможет добиться высоких результатов во всем. Для повышения самооценки у ребёнка приводите в пример известных, одарённых и гениальных людей, обладавших той же особенностью. Например, Бетховен, Бах, Эйнштейн, Аристотель; президенты и правители (Билл Клинтон, Юлий Цезарь, Александр Македонский), учёных (да Винчи, Иван Петрович Павлов), художников (Микеланджело, Пабло Пикассо, Леонардо да Винчи) и др.

УДИВИТЕЛЬНЫЕ ФАКТЫ О ЛЕВШАХ
  • Хоть мы и говорим о генетическом факторе, существование гена леворукости пока не подтверждено, как и сцепленность этого гена с полом. Но среди мужчин левшей больше. Сын отца-левши имеет больше шансов оказаться таким же правополушарным, в отличие от дочери.
  • Существует культурная зависимость. Например, в Америке и Великобритании леворукость распространена шире, чем в России.
  • Левши метают копья не хуже правшей, есть даже раздельно зафиксированные мировые рекорды.
  • В Древнем Риме рабов-левшей считали скидочным товаром.
  • Все попугаи какаду – леволапые.
  • Гориллы делятся на левшей и правшей поровну.
  • Праздник – День левшей – отмечают 13 августа.
  • Улитки наращивают раковину с правым или левым направлением.
  • Мужчины-левши лучше запоминают лица, чем праворукие.
  • Почти каждый левша может освоить владение двумя руками одновременно, тогда как правши к этому не способны.
  • Левши имеют преимущество в спортивных состязаниях по боксу, теннису, бадминтону и фехтованию.

                           Подготовила педагог-психолог Рапецкая А.Н.


Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:

| Примечание. Сообщение появится на сайте после проверки модератором.


Вернуться в раздел СТРАНИЧКА ПЕДАГОГА- ПСИХОЛОГА

Год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов
Контакты

8(0236) 23-94-81
8(0236) 22-02-11
mozsad21@post.gomel.by

ул. Притыцкого,16, 247760, г. Мозырь, Гомельская область
Открыть контакты

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Уважаемые родители, посетители сайта!

Если Вы хотите получить интересующую Вас информацию от администрации или специалистов учреждения дошкольного образования, оставьте своё сообщение на сайте учреждения в рубрике "Обратная связь"

Важная информация!

 Уважаемые родители!

Просим Вас не забывать до 25 числа каждого месяца оплачивать за питание, а также своевременно производить оплату за  образовательные услуги на платной основе

ПРОПУСКНОЙ РЕЖИМ В ГУО "Санаторный ясли сад № 21"

С целью соблюдения безопасности пребывания детей в учреждении дошкольного образования организован пропускной режим с 8.30 до 10.00 и с 13.00 до 16.00 вход в здание будет закрыт. При посещении в это время вход будет осуществляться через центральную дверь по звонку.

АДМИНИСТРАЦИЯ